Мауриц Корнелис Эшер (Maurits Cornelis Escher)
Голландский мальчик Мориц Эшер с детства был немного странным. Бесцветный, замкнутый и заикающийся, он плохо учился и был подвержен двум маниям. Первую можно назвать "тягой к падению" - все вертикальные, устремляющиеся ввысь формы, имели для парня пугающую и одновременно восхитительную притягательность. Вторую манию можно назвать построением "безупречного бутерброда". Один из однокашников будущего художника вспоминал, как тщательно укладывал Мориц на хлеб кусочки сыра и колбасы с целью получить "идеальное покрытие". Все эти геометрические мании закончились тем, что отец Морица однажды обнаружил рисунок своего сына, на котором был изображен... квадратный круг.
***
Юношу послали учиться на архитектора, но вскоре тот перевелся в класс графического дизайна. Основной художественной формой Эшера впоследствии станет гравюра.
По окончании учебы Эшер отправляется путешествовать по Италии и Испании, чтобы познакомиться с работами великих мастеров. Кстати, первые гравюры Эшера были вполне натуралистичны, но и они полны гармонической красотой и настоящей магией ("Три мира", "Капля росы", "Лужица" и др.). К Италии Эшер настолько прикипел, что, женившись, решает поселится в Рим. Уже в те времена талантливый голландец пользуется популярностью - так на крестинах сына Эшера присутствовали король Эммануэль и сам "дуче" Муссолини. Впрочем, когда по велению "почетного гостя" итальянских детей начали заставлять вступать в фашистскую организацию, художник не выдержал.
В 1935 году его семья переезжает в Швейцарию, а с началом войны - в Голландию. Кроме расставания с любимой Италией, война принесла художнику и личное горе: в концлагере гибнет его учитель - еврей Самуэль Мескит. Когда Эшер прибежал в его дом, то обнаружил только одну картину, на которой остался отпечаток солдатского сапога. Это творение учителя, "дорисованное" войной, художник хранил до конца своих дней...
В 1938 году Эшер практически перестает рисовать натуру. Его целиком захватывают странные "внутренние" картины, являющиеся к нему в озарениях и снах.
Еще в 1936 году, посещая в Гранаде дворец Альгамбра, построенный еще арабами, художник был до глубины души потрясен мусульманскими мозаиками и орнаментами, их "колоссальной сложностью и математическо-художественного смыслом". И Эшер с той же энергией и фантазией, с которой когда-то складывал "идеальный бутерброд", переходит к составлению бесчисленных мозаик и орнаментов. Известно, что в мусульманском искусстве запрещено изображать образы живых существ. Возможно именно поэтому весь художественный потенциал арабского мира выплеснулся в головокружительных узорах-арабесках, витиеватость которых подчинялась строгой симметрии и периодичности. Эшер мусульманином не был (он вообще был атеистом), поэтому его мозаики заполнили, непостижимо слитые в единое целое, повторяющиеся фигурки демонов и ангелов, рыб и птиц. Никто до Эшера не осмеливался на столь сложный и дерзкий эксперимент! Сам художник называл деление плоскости "самым богатым источником своего вдохновения".
Эти искаженные образцы мозаик Эшера имеют трех-, четырех- и шестинаправленную симметрию, таким образом сохраняя свойство заполнения плоскости без перекрытий и щелей.
"Иногда, когда я рисую, мне кажется, будто я медиум, находящийся во власти существ, порожденных моим же воображением. Они словно сами избирают, в каком виде им появиться... Линия, разделяющая две смежные фигуры, выполняет двоякую функцию, и провести такую линию чрезвычайно сложно. По обе стороны от нее обретает зримую форму то, что ранее существовало лишь в воображении. Но ни человеческий глаз, ни человеческий разум не могут одновременно созерцать две вещи, поэтому происходит быстрое и непрерывное переключение внимания с того, что находится по одну сторону линии, на то, что находится по другую сторону от нее. Но, вероятно, именно в этой трудности и кроется движущая пружина моего упорства". (М.К.Эшер)
Брат Морица, геолог по профессии, увидел в этих мозаиках наглядный материал для кристаллографии (наука о строении и симметрии кристаллов). Эшер решил подкрепить свою интуицию теорией, и в 1960-м году его лекциям по кристаллографии уважительно внимали профессора Кембриджа. А спустя пять лет Международный союз кристаллографов даже издает книгу "Симметрические аспекты периодических рисунков М. К. Эшера", где на 41-ом орнаменте демонстрируются все плоские кристаллографические группы.
Второй эксперимент Эшер решил проделать над... пространством. И добился не менее восхитительных и пугающих успехов. Падение прекрасно, ужасно приземление. И художник делает мир, в котором падение может длиться бесконечно. С пространством на его картинах творятся самые настоящие чудеса: оно вспухает, причудливо изгибается и замыкается на самом себе.
#album_author